"Мы должны сами верить

в то, чему учим наших детей".

В.Вильсон

Эссе "Я  - учитель, а это значит..."

Мои дети меня часто спрашивают, как я стала учительницей. Отвечаю, благодаря вашей прабабушке, Анне Акимовне, которая была глубоко уверенна и свято верила, что за профессией учителя будущее во всех его проявлениях (положение в обществе, материальный достаток и так далее). Но времена круто изменились! Тогда в начале восьмидесятых всё было  более менее  ясно: я ученица десятого класса, успешно «освоившая знания» обширной школьной  программы с отработанными «умениями и навыками» поступаю в университет и непременно иду в группу педагогов (там стипендия выше, скажу Вам по секрету). После университета, наиболее «удачливые» попадают  кто куда, но не в школу, остальные – менее «удачливые» идут в учителя! И я тоже!
 Что из института не выпускает «готовых учителей», я поняла, как только переступила порог школы. В университете нас учили, учили и учили! Но чему? Мы освоили «Теорию вероятности», «Основы векторного и тензорного анализа», «Спецглавы МСС». Защищали дипломные проекты, я например, по теме «Влияние эффектов радиальной инерции пузырьков в формировании структуры самоподдерживающихся уединённых волн». Сейчас мне думается, что само предложение, выражающее название дипломного проекта построено не верно. А тогда, меня переполняло чувство гордости от того,  что я имею университетский диплом с квалификацией «Физика». Но, как знания всего этого применить   в школе? Оказалось, что школьная программа это вовсе не «Спецглавы МСС»! И опять, я вспомнила бабушкины слова: «Не создавай себе тепличных условий! Терпи, преодолевай, трудись!». Встала  проблема: как реализовать себя, раскрыть все свои  возможности?» И опять бабушка – «только через труд»! А главный труд учителя, как и школьника это учиться! «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» говорил Д. Дидро, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. И я училась. Училась у известных педагогов (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш. Амонашвили) перечитывая их литературное наследие, училась у своих коллег, училась у своих учеников. И поняла, что не надо  бояться казаться смешной и глупой, не надо бояться  признавать свои ошибки, не надо бояться учиться у детей. И я учусь до сих пор! Учусь все время! Учусь всегда! Учусь везде! И мне нравиться учиться. Ведь я стала  учителем!
 В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать «рассол», тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в «рассол», он  обязательно просолится. Благодаря, кстати, явлению диффузия! Как же создать такой рассол? Оказалось всё просто: создай особенную среду на уроке и вне урока, позволяющую каждому ребёнку почувствовать себя успешным. Я вхожу в класс и вижу глаза учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – равнодушие. Какие они разные! У каждого свои мысли, свои проблемы и заботы, свой особый мир, такой хрупкий и  которому надо обязательно помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроены сегодня  Ваня, Петя или Наташа, пришедшие ко мне на урок, за какую струнку потянуть, чтобы она зазвучала, чем заиентересовать. Учитель не имеет права нарушить внутренний мир ребенка, он должен раскрыть те стороны хрупкой  души, которые еще в нем спят, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний. Я поняла, что даже самый «плохой» ученик – в душе обязательно  талантлив.  И это я помню всегда, ведь я – учитель!
 Конечно, учителю гораздо легче , когда в классе сидят одни одарённые и способные дети, когда лес рук, когда с дисциплиной всё в порядке. В нашу маленькую сельскую школу мы берём всех, даже кого исключили из других школ. Многих приходится учить заново улыбаться, заново верить в себя. А как же экзамены, как же ЕГЭ? Скрывать нечего, для многих из наших учеников это страшное испытание!  И здесь я скажу, наверное, самое неожиданное, но я в этом убеждена «двойка» - это не конец, а начало нового этапа в жизни. Ребёнок должен знать, что на этом жизнь не заканчивается. У ребёнка обязательно должен быть шанс стать успешным в этой жизни. Нужно только приложить усилия, мобилизовать все свои силы и силы учителя, то есть мои.  Ведь, я – учитель!
 Образна и очень точна древняя мудрость: «Ученик- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь», а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.
 Говорят, учителя можно легко узнать в людской толпе – по глазам. Какие такие у нас глаза? Бедные и несчастные? Действительно, низкая зарплата, престижа никакого и нервы растрачиваем попусту. Пожалеть, нас надо, сирых и убогих! Но, в таком случае, у нас нельзя  учиться! Кто захочет прислушаться к советам, пусть самым мудрым, но идущим из уст человека, который сам себя считает бедным и обделённым неудачником? Как бы не было трудно, я не хочу, чтобы все считали, что у меня самая низкая зарплата и не престижная профессия! У меня все хорошо! Я горю сама и зажигаю детские сердца!  Я – учитель!
 А это значит, что я живу в самом удивительном царстве-государстве, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск  нового, не бывалого, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Где все время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, где, просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Где нужно быть, торопиться, спешить…Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие  люди, готовые к любым переменам! Если перестал зажигать – уходи. В этом государстве ты уже никому не нужен. Ведь это – особое государство. Это – школа! Главные жители этого государства конечно дети. Именно они заставляют меня быть такой. И я благодарна им за это! Ведь я – учитель!
   «Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!